Цвет:
  • B
  • B
  • B
Шрифт:
  • A
  • A
  • A
  • Arial
  • Times
  • Open Sans
  • Абв
  • Абв
Полная версия

Стружкин Иван Васильевич (1914-1942)

 Struzhkin_IV.jpg

Иван Васильевич Стружкин (25.03.1914, Новгородская область — 06.04.1942, Новгородская область) — заместитель командира эскадрильи 514-го пикирующего бомбардировочного авиационного полка ВВС Северо-Западного фронта, старший лейтенант.

Родился 25 марта 1914 года в деревне Улкино ныне Бабаевского района Вологодской области в семье крестьянина. Начальное образование получил в Улкинской школе, а семилетнее — в Бабаевской железнодорожной школе №25. В 1930—1934 годах учился в Ленинградском мелиоративно-строительном техникуме. После окончания техникума работал в городе Иваново гидротехником.

 В сентябре 1935 года был призван в Красную Армию и направлен в лётную школу. В 1937 году окончил 11-ю военно-авиационную школу пилотов. Службу проходил в авиационных частях Киевского военного округа. С 10 июня по 8 сентября 1939 года в составе 150-го скоростного бомбардировочного полка участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Совершил 12 боевых вылетов и за успешное выполнение заданий был награждён орденом Красного Знамени. Затем проходил службу командиром звена 9-го скоростного бомбардировочного полка, участвовал в войне с Финляндией.

Великую Отечественную войну встретил в должности командира звена 125 скоростного бомбардировочного полка. С июня 1941 года воевал на Западном фронте, выполнил 7 боевых вылетов. С 1 октября 1941 года — на Северо-Западном фронте. Был ранен. Член ВКП с 1941 года.

Зимой 1942 года принял участие в испытаниях пикирующего бомбардировщика Пе-2, который был оборудован лыжами для взлета в зимних условиях. Как наиболее опытный пилот на самолете Пе-2 чаще всего выполнял задания по воздушной разведке противника. Вскоре стал одним из лучших воздушных разведчиков Северо-Западного фронта. Именно старший лейтенант Стружкин сумел обнаружить и сфотографировать аэродром противника принимающий транспортные самолеты в Демянском котле. Гитлеровцы не убирали ранее разбитые машины, имитируя бездействие аэродрома, и только по фотографиям, доставленным Стружкиным, удалось определить истину. После налета нашей авиации аэродром окончательно прекратил свою деятельность.

К 25 февраля 1942 года старший лейтенант Стружкин совершил 123 боевых вылета на разведку и уничтожение живой силы и боевой техники противника. Экипаж под его руководством сбил 7 фашистских самолетов, подверг бомбардировке десятки вражеских эшелонов, разведал несколько аэродромов, в том числе и искусно замаскированных, сбросил миллионы листовок на оккупированную врагом территорию. Тогда же представлен к званию Героя Советского Союза, но до его присвоения не дожил. Последний боевой вылет капитан Стружкин совершил 6 апреля 1942 года. В небе над Лычковским районом Новгородской области самолет был атакован тремя Ме-109. Один вражеский самолет экипаж сбил, но и наша машина была повреждена. Командир приказал экипажу покинуть неисправную машину. Сам он до последнего боролся за живучесть самолета, но тоже вынужден был воспользоваться парашютом. В воздухе летчик был безжалостно расстрелян немецкими истребителями.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Стружкину Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды. Похоронен в деревне Русская Болотница Демянского района Новгородской области. В апреле 2008 года на могиле открыт памятник. Имя Героя в настоящее время носят улицы в городе Бабаево и поселке Лычково.

Время публикации: 01.04.2015 11:50
Последнее изменение: 01.04.2015 11:55